Дорожно-транспортный травматизм

Детский дорожно-транспортный травматизм имеет тенденцию к увеличению, и это связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль в этом играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Однако, обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. В связи с этим, значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия.

3. Игра на проезжей части.

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Главная причина, из-за которой дети попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Рекомендации по обучению детей ПДД.

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

— Придерживайтесь правой стороны.

— Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

— Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

— Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

— Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

— Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

— Не стойте с ребенком на краю тротуара.

— Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

При переходе проезжей части

— Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

— Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

— Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

— Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

— Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

— Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

— Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

— При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

— Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

— Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

— Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

— Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

Несколько советов родителям.

По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая — затрудняет видение. Ребенку трудно увидеть, что происходит на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать Правила дорожного движения

Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма – задача номер один

Как говорят специалисты, главной причиной практически всех несчастных случаев с детьми на дороге, является несоблюдение участниками правил дорожного движения, а также отсутствия культуры поведения на дороге. Это касается не только водителей, но самих детей, которые не умеют вести себя на проезжей части, не могут ориентироваться в сложной обстановке на дороге.
Поэтому важно предупреждение детского дорожного травматизма. А ведь именно он уже давно стал огромной проблемой для нашего общества. Потому-то многие и думают о том, как уйти от него, снизить показатели страшной статистики… По видимому, тут важна работа с пешеходами и с водителями:
• Важно начинать обучать детей правильно вести себя возле проезжей части и на самой дороге с самого раннего возраста;
• Формировать дисциплинированность;
• Проводить профилактическую, разъяснительную работу среди водителей.

Основные нарушения, допускаемые детьми:
• Переход дороги не в установленных для этого местах;
• Невнимательность к сигналам светофора;
• Перебегают дорогу перед приближающимся транспортом;
• Нарушение правил управления велосипедами, мопедами и мотоциклами.

Как предупредить детский дорожно-транспортный травматизм
• Разъяснение важности правил дорожной безопасности, непрерывное обучение правильному поведению на дороге;
• Обязательное ознакомление детей с правилами дорожного движения, как с основами дорожной безопасности. Обучение правилам должно быть обязательным, постоянным, начиная с дошкольного возраста. При этом не стоит просто безумно заучивать правила. Следует вдумчиво изучать каждое из них, проникать в его смысл. Только так формируется умение сознательного применения правил;
• В школе нужно проводить занятия по изучению психологии поведения всех участников дорожного движения, которое должно быть обязательно дисциплинированным, предсказуемым, управляемым;
• Следует изучать причины возникающих ДТП, а не только фиксировать их последствия. Следует прививать детям сознательное уважение к закону, а не только принудительно заучивать его;
• Следует объяснять важность взаимного уважения всех участников, всех сторон движения.
В период обучения правильному поведению на дороге, следует не столько добиваться от детей полного усвоения материала, сколько формировать у них культуру безопасного поведения на проезжей части всю дальнейшую жизнь.

Разъяснительная работа среди водителей
Профилактика детского дорожного травматизма невозможна без соответствующей разъяснительной работы среди водителей. Ведь их сознательная гражданская ответственность, безукоризненное соблюдение ПДД, в значительной мере способствует снижению детского травматизма на дороге.
Кроме того, следует принять меры по улучшению подготовки водителей всех категорий в автошколах. Нужно уделять больше времени обучению вождению при сложных ситуациях. Вырабатывать в них умение сориентироваться, избежать аварийной ситуации при дефиците времени, не допустить травмоопасной ситуации.
Необходимо проводить разъяснительную работу о пользе здорового образа жизни, сохранению, укреплению здоровья. Одновременно разъяснять вред факторов, непосредственно влияющих на увеличение травмоопасных ситуаций на дороге. Это: злоупотребление алкоголем, нахождение за рулем в состоянии болезни, длительно без сна.

Взаимодействие с ГИБДД:
Проблема предупреждения проблемы детского дорожного травматизма стала объединяющей между представителями ГИБДД и работниками образования.
Как мы видим, профилактика, предупреждение травматизма детей на дорогах – серьезная, длительная, многоплановая работа. Ее успех зависит от неформального подхода, тесного, успешного взаимодействия всех заинтересованных структур административно-хозяйственных органов, комитетов, органов здравоохранения, а также родителей, самих детей и подростков.
Взаимодействие, сочетание всех аспектов профилактики будет активно способствовать снижению случаев детского травматизма на дороге, снижению тяжести их последствий.

Обсуждение закрыто.