Родителям о ФГОС АООП

1 сентября 2016 года вступит в силу новый ФГОС НОО, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Новый стандарт утвержден Приказом Минобнауки России № 1598 от 19.12.2014 г.

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенций ООН о правах ребенка и о правах инвалидов. При разработке стандарта учитывались региональные, национальные и этнокультурные потребности граждан Российской Федерации.

С чем связано введение Стандарта? Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

В статье 38 Конституции и ст. 63и 64 Семейного кодекса РФ, а также других документах указывается на то, что родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений.

Таким образом, родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения.

Вместе с тем, необходимо учитывать тот факт, что родители вместе с обучающимися и педагогами являются участниками образовательного процесса. Это налагает на родителей определенные права и обязанности, в том числе по соблюдению Устава бразовательного учреждения и установление корректных, рабочих, целесообразных для развития и обучения ребенка отношений внутри системы «школа-ученик-родители».

Реализацию прав родителей при достижении ребенком с ОВЗ школьного возраста можно очертить следующим образом. С момента достижения ребенком возраста 6 лет и 6 мес. до 7 лет, если нет противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее 8 лет, родители обязаны определиться с перспективами школьного образования (согласно п.1, ст.67 Федерального закона No 273-ФЗ).

Отказать в приеме в образовательное учреждение ребенку, в том числе и проживающему на «прикрепленной» территории, учреждение может, если в школе нет свободных мест. При беседе администрации с родителями и ребенком могут присутствовать психолог, логопед, педагог с целью знакомства с ребенком и консультирования родителей. В случаях наличия сомнений в правильности выбора родителями места обучения ребенка с ними должна быть проведена консультативная беседа с предложением воспользоваться направлением на медико-психолого-педагогическую комиссию и получения консультации по поводу образовательных потребностей будущего школьника и наиболее эффективных условий их удовлетворения.

Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;
  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их психофизических особенностей. На основе Стандарта возможно применение четырех вариантов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития ребёнка.

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса, поддержании партнерского стиля взаимодействия, учета индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Методами ее поддержания являются разъяснение и упражнение в выполнении правил внутреннего распорядка; поощрения и взыскания.

Обсуждение закрыто.